Гуманитарные науки — список, виды и предметы изучения

Сходство двух наук

Некоторые науки такие как история, политология и социология являются в какой-то степени предвестниками будущего, т.е. руководствуясь навыками исторического прошлого и анализом общественного политического настроения общества, политологи и социологи могут предсказать оценку того, что может произойти в будущем. Таким образом, социология, история и политология тесно связаны между собой. Характерным отличием является тот факт, что политология изучает теории, а социология целые социальные корпорации.

Философия, политология и психология имеют между собой общие черты. Все эти науки главным образом исследуют общественные взгляды и человеческий образ действий в той или иной ситуации. Опыт философии консультируют политологов в некоторых вопросах касающихся отношений народов и роли государства в общественном благосостоянии. Психология тоже может являться как гуманитарной наукой, так и общественной. Мнение о том, почему так поступит человек и чем он руководствовался очень уместное и в какой-то степени необходимое для развития правильного перспективных верхов.

Науки, которые входят в состав гуманитарных не могут быть стандартными и изолированными одними теориями, они востребованы и охватывают науки общественного окружения. И наоборот — они находят общую основу в своих поисках.

История проекта

Эксперимент проходил в 2010–2014 годах. Некоторые вузы набирали студентов в прикладной бакалавриат и позже, но пик активности университетов в приеме на практико-ориентированные варианты бакалаврских программ пришелся на 2013–2014 гг.

Например, РЭУ им. Плеханова приглашал поступать на направления:

  • «Менеджмент» с профилем «Менеджмент торговых сетей»;
  • «Дизайн» на профиль «Графический дизайн»;
  • «Экономика» с профилями «Бухучет, анализ и аудит», «Финансы и кредит»;
  • «Технология продукции и организация общественного питания» на профиль «Технология и организация предприятий быстрого питания»;
  • «Прикладная информатика» с профилем «Прикладная информатика в экономике».

ТюмГУ (ректором которого до 2020 года был действующий министр высшего образования и науки В. Фальков) на направления:

  • «Экология и природопользование»;
  • «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»;
  • «Информационные системы и технологии»;
  • «Физическая химия»;
  • «Химия окружающей среды, экологическая безопасность и химическая экспертиза».

В общей сложности Тюменский госуниверситет в 2015–2016 годах предлагал абитуриентам около 40 очных программ бакалавриата, больше 20 из них – прикладного. В плане приема 2014 года четко указывались особенности подготовки: академический или прикладной вариант, конкурс проходил отдельно для «теоретиков» и «практиков». Но уже в 2017 году в информации для абитуриентов о количестве мест на направлениях и профилях ТюмГУ дифференциации на прикладников и академиков не было – бакалавриат снова стал «общим».

Южный федеральный университет последний набор в прикладной бакалавриат провел в 2018 году. Вуз принимал абитуриентов на 43 направления подготовки (с несколькими профилями на каждом) – от адаптивной физкультуры, дефектологии, туризма до нанотехнологий, инноватики и радиоэкологии.

Примерно такая же ситуация сложилась и в остальных вузах. К 2017–2018 годам университеты в основном прекратили прием в прикладной бакалавриат. В конце 2017-го Минобрнауки отредактировало свой приказ с перечнем специальностей высшего образования – убрало деление на «академиков» и «теоретиков».

Сравнение редакций приказа № 1061 – актуальной и действовавшей на 2015/16 учебный год

И все-таки не все вузы распрощались с идеей подготовки прикладных бакалавров. На сайте РЭУ им. Плеханова остались описания программ, на которые университет принимал в 2013–2016 годах.

Направления прикладного бакалавриата в РЭУ им. Плеханова

Но информации о факультете прикладного бакалавриата Плехановского университета уже (или пока) нет.

МИРЭА тоже не спешит удалять сведения о своей программе прикладного бакалавриата «Системное программирование и компьютерные технологии» (направление 01.03.02 «Прикладная математика и информатика». Она аккредитована до 2023 года.

Программа прикладного бакалавриата в РТУ МИРЭА

Но на сайте информация о приеме на эту программу только в 2016 году.

↑ Модели развития научного знания

Современные учёные предлагают несколько моделей развития научного знания.

Наименование модели Её содержание
Постепенное развитие науки Истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа учёного должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников
Развитие науки через научные революции Периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм*».
Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего — физики. Отсюда и критерии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость
Развитие через интеграцию научного знания Строить систему знания на основе извлечения её элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук

Парадигма* (от гр.  — пример, образец) — господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет учёным и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.

Являясь подсистемой более сложной системы — общества, наука испытывает на себе определённое воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.

Гуманитарные науки

Как уже было замечено, гуманитарные науки не имеют точного подтверждения и постулата. К ним относятся: психология, экономика, философия, социология, правоведение. Понимание и приобретение новых знаний человеческой природы и искусства — это самые главные признаки гуманитарных наук. Это нормативные знания образованного человека. Углублением науки урегулирование целостности в отношении человека и ядра природы исследуют ученые и профессора.

Хотя еще совсем недавно гуманитарные науки были ограничены в исследовании социального управления, то теперь современная наука — напротив, стремится решить проблему общественного конструирования социального населения. Главное направление которого на сегодняшний день приобрело определенный прогресс и интерес у многих ученых-гуманистов — это исследования общества и его возможностей перед технологическими открытиями, а также знаний социальной статистики.

Как помирить Бора и Эдисона

Когда мы говорим о распределении средств между фундаментальными, прикладными исследованиями и разработками, то чаще всего нам представляется некая конкуренция и даже конфликт. По этому поводу есть замечательное исследование американского политолога Дональда Стоукса, который сначала был профессором в Университете Мичигана, потом работал в Принстоне.

Посмотрев на историю науки и разработок в XX веке, он написал книгу «Квадрант Пастера».

Его основной тезис заключался в том, что мы слишком линейно воспринимаем инновации. Мы представляем себе инновационный процесс в виде линии, которая идет от фундаментальных исследований к финальному продукту, разработке. Но если взять ученого Луи Пастера, то куда его поставить на этой линии? Он занимался фундаментальной микробиологией, и он же разработал метод вакцинации от бешенства.

Стоукс предлагает разделить научное знание на несколько секторов, или квадрантов. В первый попали исследования, которые имеют большое фундаментальное, но маленькое практическое значение. Он назвал это сектором Бора. Нильс Бор был физиком-теоретиком, и у его знаний не было мгновенного практического применения. Российским эквивалентом Бора можно считать Льва Ландау и Жореса Алферова.

Следующий квадрант — это фундаментальное знание с практическим применением. Здесь как раз и находится Луи Пастер. В российском контексте это могут быть Иван Павлов, Дмитрий Менделеев и Александр Попов. Дальше идут разработки, которые не предполагают фундаментального знания, но имеют понятное практическое применение. Стоукс поставил в этот сектор изобретателя Томаса Эдисона, который придумал электрическую лампочку, не имея научной квалификации. В России это Владимир Зворыкин, Лев Термен и, если смотреть на современность, Павел Дуров.

Четвертый квадрант у Стоукса пустой. Но в качестве примера он приводит натуралиста и орнитолога Роджера Тори Петерсона, который составлял справочники птиц Северной Америки. Это знание, казалось бы, не имеет практической или фундаментальной ценности. Но такие справочники науке тоже нужны, потому что они могут пригодиться в любом из уже перечисленных квадрантов.

Когда мы рассуждаем в рамках такого распределения знаний, конфликт между фундаментальной, прикладной наукой и разработками снимается. Если мы воспринимаем науку как некие взаимодействующие группы, то становится понятно, что, выкидывая Бора, мы не получим Пастера. Ведь Пастер как фундаментальный микробиолог начинал свои исследования, ориентируясь на тех, кто был до него.

В своей книге Стоукс приводит данные о том, какое количество исследований приходится на разные квадранты. Распределение довольно равномерное, за исключением фундаментальной науки, которая занимает больше трети.

Из всего этого можно сделать вывод о том, что должно быть примерно равное распределение денег на разные типы исследований.

Лучшие вузы для обучения

Теперь остановимся на том, куда пойти учиться гуманитарию. В основном получают такие профессии после 11 класса школы, хотя по некоторым направлениям есть и средние специальные учебные заведения. Учиться лучше всего в классических или гуманитарных университетах, где есть квалифицированный преподавательский состав, необходимая литература и материальная база. Остановимся на некоторых из них:

  • Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова – это один из главных вузов страны. В нем можно получить знания по широчайшему спектру профилей. Достаточно взглянуть на структуру заведения. Здесь есть философский, экономический, филологический, юридический, исторический факультеты, высшие школы перевода, телевидения, социальных наук и др. Есть все возможности заниматься наукой, нередко в сотрудничестве с зарубежными партнерами. Диплом МГУ открывает многие двери и дает серьезные перспективы.
  • Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И. П. Павлова обучает студентов на факультетах лечебном, стоматологическом, клинической психологии, сестринского дела, педиатрическом, спортивной медицины. Вуз имеет ряд иностранных партнеров. Среди них университеты из г. Осло (Норвегия), г. Осака (Япония), г. Гронинген (Нидерланды), г. Бордо (Франция) и др. Реализуется ряд международных проектов.
  • Российский государственный университет правосудия учит по четырем основным профилям: «Юриспруденция», «Менеджмент», «Экономика», «Государственное и муниципальное управление». Здесь готовят специалистов по гражданскому, административному, земельному, конституционному, уголовному, международному праву.
  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) выпускает учителей самых разных специальностей, психологов, дефектологов, лингвистов. Есть филиалы в Выборге, Махачкале и Волхове. Налажено сотрудничество с целым рядом (около 180) университетов, институтов, общественных организаций гуманитарного направления.
  • Московский государственный институт культуры предлагает возможность получить профессиональные знания по ряду специальностей. Здесь действуют хореографический, театрально-режиссерский факультеты, а также факультеты музыкального искусства, медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств, государственной культурной политики. Творческие люди могут в полной мере реализовать свой потенциал в стенах этого вуза и после его окончания.

Те, кто не поступает сразу в вуз, может начать свое обучение в соответствующих колледжах (педагогическом, правовом, медицинском) или училищах культуры, после чего начинать трудовую деятельность или подавать документы в университет.

В список вошли ТОП-15 были включены следующие гуманитарные профессии:

1. Юристы – это специалисты по гражданским правам. Средний уровень заработной платы этих работников составляет в Москве, около — 40 000 руб., в России, около — 27000 руб. Перспектива – это наличие вакансий с возможностью карьерного роста. Отрицательные моменты – это наличие высокой конкуренции при поступлении в учебное заведение и во время трудоустройства.

2. Менеджеры – это талантливые управленцы, для поиска которых государственные корпорации приводят конкурсы в целях найти их среди народных масс.

Средний уровень зарплаты менеджеров среднего звена, составляет в Москве, около – 60000 руб., а в регионах России, около – 40 000 руб.

Перспектива профессии – это наличие вакансий с дальнейшим карьерным ростом для тех, кто отличается талантом и трудоспособностью. Отрицательные моменты – это высокая конкуренция во время их поступлении в учебные заведения, а также при устройстве на работу необходимо проходить конкурсный отбор.

3. Маркетологи – это, в первую очередь, интернет-маркетологи, которые специализируются в работе на сайтах с веб-продуктами и в состоянии создавать стратегии для эффективного продвижения продукции, бренды, персоны и прочее.

Уровень зарплат маркетологов в среднем в Москве, около – 52000 руб., а в регионах РФ, около – 35 000 руб. Дополнительно маркетологи, к выше названным зарплатам начисляются бонусные вознаграждения от реализации продукции.

4. Дизайнеры – это специалисты по разработке моделей одежды, интерьеров и ландшафтов, уровень доходов которых находится в зависимости от их специализации и в Москве, около – 48 000 руб., а в регионах России, около – 33 000 руб. Зарплата ландшафтного дизайнера составляет в пределах от 27 000 до 45 000 руб.

5. Экономисты – эти специалисты высокой квалификации, пользуются большим спросом для работы в банках и на всех предприятиях, как государственного, так и коммерческого профиля. Средний уровень зарплаты экономистов в банках, составляет в Москве, около – 54000 руб., а в регионах РФ, около – 37 000 руб.

6. Педагоги – это учителя в школах, воспитатели в детских учреждениях, преподавательский состав в высших учебных заведениях, то есть все, кто связан с педагогичной деятельностью. Средний уровень зарплаты педагогов в Москве, около – 35000 руб., а в регионах РФ, около – 22 000 руб.

7. PR-специалисты – это деятельность по продвижению на рынке брендов, продукции и услуг. На каждом из крупных предприятий открыты вакансии для такого рода специалистов, при средней заработной плате в Москве 41000 руб., а в регионах РФ- 27000 руб.

8. Переводчики – со знаниями самых распространенных иностранных языков, крайне необходимы для работы в компаниях, которые имеют дело с подрядчиками из зарубежных стран при импорте продукции при их средней заработной плате в Москве 57000 руб., а в регионах РФ- 33000 руб.

9. Дипломаты – оказывают услуги в сфере международных отношений, а дипломатия способствует развитию взаимовыгодных отношений с зарубежными партнерами.

После поступления и окончания одного из Вузов, для успешной карьеры дипломата, очень высоки шансы, при средней зарплате специалиста в области международных отношений около – 55 000 руб.

10. Фотографы – специалисты этой профессии кроме основной работы, могут зарабатывать дополнительно, путем фотографирования: свадеб, Дней рождения, детских праздников и всякого рода мероприятий. Фотографы в Москве в среднем зарабатывают до 41000 руб.а в регионах – до 25000 руб.

11. Психологи – эта профессия приобретает все большую востребованность. Наряду с работой психологов в клиниках, основная их часть работает в качестве консультантов. Психологи в Москве зарабатывают до 42000 руб., а в регионах РФ – 26000 руб.

12. Журналисты – эта профессия, хотя и не приносит большого дохода, но очень интересная. Журналисты в Москве зарабатывают в среднем — 39000 руб., а в регионах РФ – 21000 руб.

13.Копирайтера – это специалисты по написанию текстов для рекламы, многие из которых работают во фриланс. Вся размещенная информация на вебсайтах – это работа копирайтеров. Копирайтеры в Москве зарабатывают в среднем — 40000 руб., а в регионах РФ – 27000 руб.

14.Видеооператоры – находят применение своих способностей в сферах телевидения и рекламы. Доходы специалистов этой профессии, зависят от наличия у них оборудования для съемок и опыта работы. Видеооператоры зарабатывают в Москве примерно — 47000 руб., а в регионах РФ – 30000 руб.

15. Хореографы – это специалисты творческих профессий, стремящихся заниматься танцами и педагогической деятельностью. Хореографы зарабатывают в Москве примерно — 34000 руб., а в регионах РФ – 21000 руб.

Кем можно работать

В первую очередь, естественно-научный профиль открывает двери в профессию медика. Здесь много направлений и возможностей. Согласно исследованию «Работа.ру» и «СберИндекс», медработник (в частности, фармацевт) станет одной из самых востребованных профессий в 2021 году.

Но естественно-научный профиль — не только про медицину. Можно стать специалистом в сфере геодезии и землеустройства, экологии и природоустройства, геологии и разработки полезных ископаемых, биоинженерии, реконструкции и реставрации объектов культурного наследия, ландшафтной архитектуры и других направлений.

Вот несколько профессий, куда можно попасть после естественно-научного профиля: 

  • биолог/биохимик в качестве специалиста по технической поддержке и биоаналитике — ездит в командировки, отвечает за установку и обучение пользованию оборудованием, которое продаёт его компания;
  • биомедицинский инженер — конструирует медицинское оборудование и протезы;
  • биоинформатик — исследует крупномасштабные биологические проблемы с учётом больших объёмов данных, разбирается в молекулярной биологии, генетике, компьютерных науках, математике и статистике; 
  • иммунолог — оценивает состояние защитных сил человека, создаёт вакцины и лекарства, лечит патологии и реабилитирует;
  • урбанист-эколог — проектирует новые города на основе экологических биотехнологий. Уже сейчас высокотехнологичные зелёные города строят в Китае, Арабских Эмиратах и странах Европы;
  • биохимический инженер — занимается созданием нового оборудования, роботизированных систем и программного обеспечения для биотехнологических и медицинских лабораторий; 
  • молекулярный диетолог — разрабатывает индивидуальные схемы питания, основанные на данных о молекулярном составе пищи с учётом результатов генетического анализа человека и особенностей его физиологических процессов;
  • биофармаколог — создаёт новые биопрепараты с заданными свойствами. Уже сегодня ряд важных лекарств — например, пенициллин и инсулин — производится при помощи генномодифицированных бактерий. 

Появляются и смежные профессии будущего. Вот лишь некоторые из «Атласа новых профессий». Многие существуют на рынке уже сейчас: 

  • ИТ-генетик — занимается программированием генома под заданные параметры, в частности, предотвращение развития наследственных заболеваний;
  • эколог-логист — отвечает за снижение экологического следа, вызванного транспортировкой товаров (выбросы CO₂), разрабатывает логистические решения, оптимизирует маршруты и цепочки поставок, чтобы снизить выбросы; 
  • архитектор живых систем — проектирует технологии замкнутого цикла с участием генетически модифицированных организмов и микроорганизмов, например, рассчитает необходимую мощность биореакторов или тщательно продумает систему переработки мусора;
  • ветеринар-реабилитолог — реабилитирует диких животных, пострадавших из-за разливов нефти, и занимается программами «отпугивания» от зон загрязнения, чтобы предотвращать гибель животных;
  • специалист по преодолению системных экологических катастроф — работает с катастрофами, которые растянуты во времени и осознаются людьми постепенно. Например, тихоокеанская пластиковая свалка или тающая вечная мерзлота. 

Университет «Синергия»

Университет сотрудничает более чем с 500 крупными компаниями Москвы и находится в постоянном диалоге с работодателями, чтобы предлагать абитуриентам самые востребованные специальности, в том числе гуманитарного профиля. При вузе есть колледж, куда принимают после 9 и 11 класса без ЕГЭ.

Программы по уровням образования.

  • Колледж (среднее профессиональное): Право и социальное обеспечение;
  • Предпринимательство;
  • Гостиничное дело;
  • Интернет-маркетинг;
  • Дизайн;
  • Банковское дело;
  • Коммерция;
  • Спортивный менеджмент.

Бакалавриат:

  • Общая экономика;

Теория и практика перевода;
Архитектурный дизайн;
Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе;
Гражданское и уголовное право;
Кадровый менеджмент;
Диджитал-реклама;
Event-индустрия;
Арт-бизнес;
Менеджмент в здравоохранении;
Педагогика в сфере физической культуры;
Международный менеджмент гостеприимства;
Социальная и организационная психология;
Маркетинг;
Продюсирование;
Журналистика.
Магистратура:

  • Актерское мастерство;

Театроведение;
Управление человеческими ресурсами;
Стратегический менеджмент;
Инновационный HR-менеджмент и другие.

Список неполный. Университет предлагает больше 100 программ, среди которых очень много гуманитарных специальностей. Сроки обучения зависят от квалификации и формы учебы.

В колледже можно получить профессию за 1 год 10 месяцев (углубленная программа — до 4 лет 10 месяцев). Бакалавры учатся от 4 до 4 с половиной лет, магистры — от 2 лет до 2 лет 6 месяцев. Абитуриенты могут выбирать между очной, заочной, дистанционной формами, вечерним обучением и программами выходного дня.

Как им стать?

Человеческие способности начинают формироваться с самого первого дня жизни. Уже в детском саду и начальной школе педагог может без труда определить, к какому социальному типу относится личность.

Если технарь задумался о том, как стать человеком гуманитарного склада, то для достижения этой цели ему требуется сделать следующее:

  • читать больше классических произведений и анализировать их,
  • писать сочинения и изложения, причем чем они объемнее, тем лучше,
  • тренировать память,
  • пытаться писать стихи и сочинять песни,
  • анализировать ситуации, происходящие вокруг и обсуждать фильмы.

Гораздо сложнее стать технарем, если ты гуманитарий. Человеку с хорошим мышлением и красивой речью сложно углубляться в особенности точной науки.

Художники, иллюстраторы

Предмет: рисование. Средняя зарплата: точная статистика отсутствует, оклад зависит от таланта, места работает жанра, в котором художник работает. Необходимое образование: высшее, колледж. Кому подходит: людям любого пола.

Художники занимаются живописью, создавая авторские полотна. Профессия не подразумевает стабильность, ведь картины малоизвестных живописцев продаются плохо. Поэтому многие художники занимаются созданием иллюстраций для книг, газет и журналов. Некоторые специалисты осваивают графический дизайн. После этого они занимаются разработкой и отрисовкой дизайна сайтов, компьютерных игр и мобильных приложений.

Современные художники используют не только кисти, холсты и акриловые краски, но и графические планшеты, компьютерные программы. Для работы в этой сфере важен талант, начинать осваивать профессию рекомендуется в возрасте 5-7 лет, что позволяет выработать хорошую технику, изучить специфику живописи досконально.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector