Художник-постановщик (в кино и на телевидении)

Швейцарская художница Луиза Боннет

Лучшие современные художники мира поэтому и являются таковыми, что бросают вызов классическим школам предыдущих эпох в изобразительном искусстве. Швейцарская художница Луиза Боннет (Louise Bonnet), наряду с такими известными художниками сюрреализма, как Войцех Сюдмак, Рафал Олбински и Джим Уоррен, практически до неузнаваемости изменяет этот стиль авангардного искусства.

Луиза Боннет родилась в Женеве, где и закончила Высшую Школу искусств и дизайна. В 2008 году она начала свою творческую карьеру, паралельно работая дизайнером-иллюстратором. Первая ее персональная выставка прошла в галерее «Subliminal Projects» в Лос-Анджелесе. Все работы Боннет акцентированы на изображении человеческого тела с особым видом экстремальной сексуальности и физическими преувеличениями в сюрреалистических сюжетах ее необычных картин. Фигуры в ее работах имеют отчетливую, но противоречивую грань между красотой и уродством, абсурдом и физической реальностью, заключенные в творческую обертку большой театральной комедии.

«Красный плакальщик», 2020, масло на льне
«Оранжевый интерьер», 2019, масло на льне
«Розовое одеяло», 2019, масло на льне
«Циклоп», 2018, масло на льне

Особенности профессии

Каждый 2D-художник должен уметь рисовать – это главное правило, без соблюдения которого войти в профессию невозможно. 2D-художники знают основы живописи и композиции, создают рисунки на бумаге с помощью пастели, акварели и обычного карандаша. Во время создания изображений или игровых иллюстраций необходимо правильно оценивать пропорции, выбирать ракурсы, осуществлять расстановку света и тени – без профессиональных знаний не обойтись. 2D-художник выполняет следующие работы:

  • создание концептов в соответствии с техническим заданием или референсами;
  • отрисовка объектов, персонажей, локаций в соответствии со стилем игры, фильма или брендинга;
  • использование элементов растровой и векторной графики;
  • создание и отрисовка промо-материалов.

Круг обязанностей зависит от места работы и проекта, в котором занят 2D-художник. Эти специалисты принимают участие в создании казуальных, детских, стратегических, логических и других игр для мобильных приложений, а также персональных компьютеров. Они работают над созданием иллюстраций, отрисовывают рекламные материалы, могут заниматься веб-дизайном – выбор направлений деятельности очень широкий. 2D-художники используют для работы профессиональный софт, а также компьютеры и графические планшеты.

Ирина Нахова

View on Instagram

Ирина Нахова – художник-концептуалист. Она была одним из первых авторов инсталляций в России. В рамках своего проекта «Комнаты» она превратила свою собственную квартиру в настоящий арт-объект – получилась масштабная инсталляция. Художнице удалось поэкспериментировать с цветом, светом, перспективой и деталями, стать одновременно автором и персонажем своей работы. Ловкое обращение с цветом и формами продолжается на протяжении всего ее творчества – яркие пятна, абстрактные фигуры, объемные работы и коллажи. Сейчас Ирина Нахова живет в Америке – там же она нередко экспонируется. Но в Москве бывает часто – и не одна, а вместе со своими творениями, которые попадают на выставки. Ее работы хранятся в коллекциях Третьяковской галереи и ряда других московских музеев, в галерее Tate в Лондоне и в музее в США.  

Особенности профессии

Художник-постановщик – участник творческой группы, работающей над фильмом. По существу, он переводит сценарий (литературную основу фильма) в изобразительный ряд. Он разрабатывает эскизы, чертежи декораций, мебели, подбирает реквизит, помогает при составлении сметы, в выборе мест для натурных съёмок, в изготовлении декораций. Когда фильм снят, участвует в отборе дублей, в создании графического оформления фильма (титры, заставка и пр.).

Декорации, реквизит, их расположение на съёмочной площадке – из всего этого складывается предметная реальность, в которой будет разворачиваться действие. От мастерства художника зависит эмоциональный строй фильма, а также доверие или недоверие зрителей. Например, чтобы снять фильм о юном Петре I, нужно передать атмосферу царских хором XVII века, воссоздать предметы быта.  И чем больше художник знает, чем больше предметов  того времени он видел, тем достовернее будет созданный им мир.

Приступая к работе над картиной, художник-постановщик сначала читает сценарий, беседует с режиссёром, и в это время вырисовывается концепция будущего оформления. Не всегда художник отталкивается от эпохи, в которой разворачивается действие, в некоторых случаях он полагается на свою фантазию и фантазию режиссёра-постановщика. Например, эскиз пепелаца для фильма «Кин-дза-дза» (вышел на экраны в 1986 г.) нарисовал режиссёр  Георгий Данелия, еще когда вместе с Резо Габриадзе работал над сценарием. Однако переводили этот эскиз в чертежи и готовую конструкцию художники-постановщики Теодор Тэжик и Александр Самулекин. Папелац соорудили из частей самолёта Ту-104, найденных на свалке.

Но даже работая над историческим фильмом, не всегда можно представить, как выглядела ушедшая эпоха. Что можно сказать о жизни в IV веке? Какими предметами пользовались люди? Какую одежду они носили? Из исторических свидетельств можно найти черепки глиняной посуды в музее, а всё остальное художнику приходится додумывать самому.

Художник-постановщик работает под руководством режиссёра и второго режиссёра. В работе ему  помогают ассистенты. Также в группу  художника-постановщика входят декораторы, бутафоры, реквизиторы, художники по костюмам, художники-гримёры.  В некоторых случаях, художник-декоратор сам выполняет многие функции: занимается и декорациями, и костюмами, и поиском реквизита. Единственный, кого он не может заменить на профессиональном уровне, – художник-гримёр.

После института молодой специалист работает сначала в качестве ассистента, позже, набравшись опыта, может претендовать на самостоятельную работу в качестве художника-постановщика.

Профессия художника-постановщика считается мужской, потому что требует физической выносливости: приходится работать с тяжелыми декорациями, ездить в съёмочные экспедиции, выдерживать ненормированный рабочий день. Однако женщины в этой профессии всё же есть.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Работа интересная, она идеально подходит для людей, которые сочетают в себе черты проектировщика и художника.
  2. 3D-художники получают солидный оклад, а также могут приумножить прибыль за счет выполнения частных заказов.
  3. Доступно много обучающих курсов, софта и литературы, которые помогут получить необходимые знания для работы в рассматриваемой сфере.
  4. 3D-художник имеет возможность работать удаленно.
  5. Широкий выбор вакансий, а также возможность перейти в узкую специализацию.

Минусы

  1. Войти в профессию с нуля сложно, необходимы стартовые знания, полученные в профильном вузе.
  2. Деятельности малоподвижная.
  3. Творческие разногласия с заказчиками и членами рабочей команды.
  4. Ненормированный рабочий день, ведь потребность во внесении быстрых правок может возникнуть в любой момент.

Илья Репин (1844 — 1930)

Илья Ефимович Репин. Фото из архива художника.


Художник Илья Репин пишет портрет певца Федора Шаляпина в своей мастерской в «Пенатах» в феврале-марте 1914 года. Из фотоархива художника.


«Царевна Софья Алексеевна». (1879 год). Холст, масло. Размеры: 204,5 х 147,7. Третьяковская галерея. Художник: Илья Репин. / Кухарка в позе царевны Софьи Алексеевны. Фотография И.Е.Репина. Конец 1870-х.


Валентина Серова, Мать художника В. Серова, послужившая прототипом образа на картине Репина «Царевна Софья Алексеевна». (1879 год).

«Я гляжу в эту минуту на Ваши две фотографические карточки и говорю точно с Вами, а потом припомните, не обещали ли Вы мне чего-то? А обещали посидеть для портрета…»

«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (1903 год). Государственный русский музей. Художник: Илья Репин.

Знаменитые современники Репина на фото и в живописи: какими были в реальной жизни люди, чьи портреты писал художник.

Особенности профессии

Для того чтобы арт был максимально функциональным, художнику необходимо тесно сотрудничать со всеми разработчиками игры.

Категории игровых художников:

  • Лид-артист занимается проектированием общего стиля игры и направления всех художников в компании.
  • Специалист по интерфейсу разрабатывает функционал игры, максимально адаптируя его под потребности игроков.
  • Художник, рисующий персонажи.
  • Художник по окружению, отвечающий за объекты, пейзажи, локации.
  • Концепт-артист – этот профиль считается наиболее творческим и желанным для большинства начинающих художников.

Арт-художники могут работать в таких игровых стилях:

  • Casual – включает в себя детскую графику, женскую тематику с определенной цветовой гаммой (розовый, фиолетовый), мужские системы (хардкор, упрощенная графика).
  • Реализм – включает в себя стиль настоящего времени, фентези и dark (использование мрачных тонов и приглушенных красок).
  • Стилизация – авторская, создается самим автором, Low-Poly, пиксель-арт – использование пикселей, аниме и комиксы.

Художник должен обязательно учитывать интересы своей аудитории, создавая работы. Необходимость постоянно мониторить рынок и следить за новыми проектами – одно из ключевых условий успешной деятельности.

Сколько получают художники?

Средний ежемесячный доход художника в России составляет порядка 40 тысяч рублей. Речь идет о так называемых свободных художниках – тех, которые пишут портреты на заказ, создают живописные полотна по своему усмотрению и продают их через обычные или интернет-галереи. Сотрудничество с последними считается даже более выгодным, поскольку там больше охват аудитории, и такие онлайн-галереи самостоятельно занимаются пиаром и продвижением своих мастеров.

У художников, которые работают в таком режиме, нет фиксированного ежемесячного оклада. Их доход складывается из стоимости проданных ими работ. Поэтому бывает так, что в одном месяце художник получает за проданную работу 200-250 тысяч рублей, а в другом месяце может вообще ничего не продать. Бывает и так, что какое-то время приходится довольствоваться небольшими подработками вроде создания свободной копии известной картины (делается не точная реплика популярного полотна, а копия в стилистике самого художника) или небольшие росписи в кафе, магазине или жилом доме. Впрочем, создание росписи может быть и достаточно выгодным направлением – диапазон расценок здесь составляет от 20 до 200 тысяч рублей.

Расценки на сами живописные полотна могут существенно отличаться. Одним из определяющих факторов является размер произведения, учитываются также сложность работы и время, затраченное на нее. Расценки устанавливает сам художник, поэтому они являются субъективными. Работы, которые ему нравятся, он может сознательно продавать дороже. В целом заказные работы оцениваются в сумму от 5 до 150 тысяч рублей, но за собственное творчество художник может запрашивать и до 500 тысяч рублей. Также многое зависит от известности художника.

Сегодня ситуация на рынке такова, что люди со средним уровнем доходов покупают постеры или качественные репродукции известных картин, поскольку они стоят значительно дешевле, чем даже менее известное оригинальное полотно.

Авторские произведения покупают только люди с высокими доходами. Они часто воспринимают такие покупки как инвестиции, ведь полотна со временем могут вырасти в цене. И при покупке руководствуются советами арт-дилеров, а те, конечно, предлагают произведения перспективных и уже раскрученных художников. Так что рассчитывать на то, что работу новичка сразу купит состоятельный коллекционер, не приходится.

Особенности профессии

Профессиональная деятельность художника-технолога по сценическому свету может быть реализована в трех аспектах:

Художественно-творческая деятельность – в ходе которой специалист:

  • занимается разработкой и оформлением светового обеспечения спектакля по проекту художника-постановщика;
  • разрабатывает световые эффекты;
  • создаёт необходимую документацию световой партитуры спектакля (в случае необходимости привлекая специалистов);
  • возглавляет процесс светового оформления сцены;
  • участвует в проведении световых репетиций, в ходе которых художественное освещение фиксируется на партитурах;
  • осуществляет постоянный контроль за точным выполнением освещения спектаклей в действующем репертуаре;
  • в ходе работы использует самые последние достижения науки в сфере театральной техники и технологии, а также новые материалы.

Организационно-управленческая – в процессе которой художник-технолог может руководить отделами театра, которые занимаются световым оформлением представлений или производят свето-техническое оборудование для театра. Кроме того, он контролирует правильность выполнения сотрудниками световой партитуры представления и правила техники безопасности и охраны труда при работе с подобным оборудованием (правил пожарной безопасности и санитарии). Проведение монтировочных световых репетиций и в ходе их необходимая корректировка светового оборудования также входит в обязанности художника-технолога по свету.

Педагогическая деятельность заключается в преподавании дисциплин по световому оформлению спектакля в учебных заведениях театрального искусства (технология светового оформления спектакля, проектирование постановочного освещения театрально-зрелищных предприятий, макетирование, основы светотехники и светотехническое оборудование для театра, театрально-техническая графика, технический расчет конструкций). 

Особенности профессии

Science-художник должен обладать глубокими знаниями о сфере, в которой он работает, а также креативным мышлением и умением фантазировать, что позволит ему создавать версии альтернативной реальности. Проекты, разработанные художниками сайнс-арт, иллюстрируют взаимодействие науки, технологий, искусства. Яркий пример – молекулярная кухня, в которой переплетаются основы физики, химии и эстетики.

Сегодня эта профессия является новинкой для российского кадрового рынка, всего через несколько лет она станет чем-то обыденным. Художники, работающие в стиле science-art, смогут получать хороший доход только в том случае, если этой областью творчества заинтересуются крупные научно-технические корпорации. Вливание спонсорских средств вдохнет в science-art жизнь, иначе получить доход от продажи арт-объектов будет непросто.

Популяризация сайнс-арт связана с тем, что в будущем рабочие процессы будут максимально автоматизированы, на смену ручному труду придут машины, поэтому все большее и большее количество людей сможет посвятить свою жизнь творчеству. Уже сегодня эта область современного искусства серьезно воспринимается мировым сообществом. В некоторых отечественных и зарубежных учебных учреждениях открыты программы подготовки и экспериментальные проекты. Например, в Массачусетском технологическом институте, Политехническом музее.

Рома Мураткин

Рома уже не первый год в игре, и он очень хорошо знает, каким должен быть зрелищный визуал. В свое время он получил художественное образование по специальности «декоративно-прикладное искусство», а рисовать на стенах начал еще до совершеннолетия. Его работы могут напомнить фундаментальные фрески, которые любили разворачивать советские градостроители на жилых домах. Однако сводить все к одной ассоциации в его случае неправильно – он умеет делать по-разному.

View on Instagram

Насколько, по твоему мнению, Россия пригодна для стрит-арта?

В России много интересных и самобытных мест, где могли бы появляться работы уличных художников, но все так устроено, что несогласованная работа не может существовать долго на улице. Коммунальные службы быстро и без сожаления удаляют этот «нарыв» из городского пространства, лишая среду уникального творческого высказывания, не давая возможности изображениям стать культурным кодом города.

Какую эмоцию ты хочешь вызвать у людей, которые видят твои работы?

Целенаправленно такую задачу никогда не ставлю. Есть стиль, который соответствует моему внутреннему миру, позволяющий создавать композиции на разные темы. Он может нравиться людям или нет. Все субъективно и индивидуально.

Каким ты видишь идеальное городское пространство?

Выделю несколько городов Италии: Флоренция, Рим и Венеция.

Художники-иллюстраторы: чем занимаются и сколько получают?

Современные иллюстраторы занимаются не только созданием рисунков для книг и журнальных статей, но и раскадровкой рекламных роликов, фильмов и сериалов (это называется созданием сторибордов), создают рисунки для различной корпоративной продукции и даже для обоев на рабочий стол. Они могут сотрудничать с издательствами, различными СМИ, рекламными агентствами, дизайнерскими бюро и стоковыми студиями. Помимо умения рисовать от руки, они также должны уметь работать с различными компьютерными программами, создавать коллажи, заниматься цветокоррекцией и т.д.

В среднем в России заработок художника-иллюстратора составляет 55-58 тысяч рублей, но успешные профессионалы могут зарабатывать до 90 тысяч рублей (и даже больше этой суммы). В данном случае трудно что-то говорить о ставке, поскольку даже те художники-иллюстраторы, которые работают с крупными издательствами и рекламными агентствами, являются фрилансерами. Они могут оформлять ИП или работать как самозанятые лица – в любом случае они это делают на основе договоров. И вот в этих договорах и указывается сумма их вознаграждения.

При этом многое зависит от уровня специалиста, а также от сложности работы. Если книжные издательства или редакции журналов придерживаются какой-то определенной ценовой политики в отношении иллюстраторов, то компании, которые только время от времени пользуются услугами таких специалистов, часто даже не знают, сколько может стоить такая работа.

Причем практика показывает, что небольшая компания, изредка заказывающая иллюстрации, может платить больше, чем крупный бренд, сотрудничающий сразу с несколькими иллюстраторами.

Работа таких художников востребована в стоковых студиях. Там обычно существуют четкие расценки. Контроль за всеми расчетами это уже задача старшего менеджера. В среднем расчет зарплаты проводится таким образом. Художнику-иллюстратору выплачивается:

  1. Основная авторская ставка. Она начисляется за одну оригинальную работу и может составлять 20-25 долларов, в зависимости от студии,
  2. Персональная премия – она может достигать размера авторской ставки,
  3. Доплата за оригинальный проект,
  4. Доплата, которая формулируется как «надбавка за внесение разнообразия» – это не более 5% от авторской ставки.

Есть и такие рекламные агентства, которые оценивают стоимость работы иллюстратора в сданных листах формата А4, что, конечно, совершенно не коррелирует с трудозатратами, поскольку один рисунок может быть очень сильно детализирован, и на него уходит больше времени и сил, другой сделан абстрактно, в больших формах. Но при этом на бумаге они занимают одинаковое количество места. Если же иллюстратор сам устанавливает стоимость своей работы, то он может исходить из цены за один час и того времени, которое он потратил на работу.

P.S. Николай Ге (1831 — 1894) «Тайная вечеря»

«Тайная вечеря». (1863 год). Художник: Николай Ге.

«Побившись довольно на эскизах «Тайной вечери», Ге, чтобы помочь себе, вылепил всю группу из глины, нашел прекрасную точку зрения, и работа выполнения пошла успешно. Но однажды он вошел с огнем, ночью, в свою мастерскую и поставил случайно масляную лампу перед своей глиняной моделью. В поисках чего–то он отошел подальше и взглянул нечаянно на свет. Его глиняная сцена освещалась с новой, случайной точки превосходно; он был поражен ее красивым новым эффектом. Нисколько не жалея труда, он перерисовал и переписал всю картину заново, быстро и необыкновенно удачно».увлекательные истории из жизни знаменитого живописца и удивительного человека Николая Ге

Траты

Мой образ жизни я не считаю каким-то необычным. Я люблю наблюдать за жизнью, природой, людьми. Люблю концерты, театры, поездки в пригороды Санкт-Петербурга или поездки по городу на велосипеде либо прогулки пешком. На все эти развлечения тратится от 4 до 7 тысяч в месяц.

На жильё я трачу не так много, так как живу в частном доме за городом. На транспорт уходит от 4 до 6 тысяч в месяц. Походы в кафе и рестораны и просто покупка еды обходятся мне в сумму до 15 тысяч рублей в месяц.

Сейчас в статью расходов включён ремонт, он съедает почти все свободные деньги. Зато я экономлю на съёме мастерской, потому что площадь дома позволяет работать здесь же. Таким образом я экономлю от 15 до 150 тысяч рублей (в зависимости от площади и расположения) в месяц, которые бы тратила на мастерскую.

Ещё периодически мне приходится оформлять работы для выставки, это стоит 2–15 тысяч рублей. Само участие в выставках не всегда бесплатное, обычно оно стоит от одной до пяти тысяч рублей. Отдельные расходы — от 3 до 5 тысяч — транспортировка работ.

Выходные я люблю проводить со своими родными. Необязательно куда-то ехать, главное, чтобы компания была душевная. Отпуск я не планирую — он получается сам собой. Иногда езжу к бабушке в деревню, либо к друзьям на юг. Иногда это короткая поездка в Финляндию.

Моё хобби — это всевозможные поделки: куклы, игрушки. Ещё хотелось бы научиться вязать, и я мечтаю шить авторскую одежду для себя.

Американский художник Джон Каррин

Художник Джон Каррин (John Currin) родился в 1962 году в штате Колорадо, США. В юном возрасте он брал частные уроки живописи у русско-американского художника Льва Межберга, что значительно сказалось на его дальнейшем творчестве. Современный мастер живописи использует классические фигуративные приемы чтобы изобразить социальные табу на обнаженное тело.

Во время своей первой персональной выставки в Нью-Йорке, Джон Каррин также работал в издании «Playboy», где иллюстрировал страницы журнала изображениями, напоминающими американские постеры пин-ап середины 1950-х годов. Работа в таком именитом и пикантном журнале не смогла не сформировать дальнейшие взгляды современного художника на собственное творчество. Его жена Рейчел Файнштейн часто служит моделью для работ Джона Каррина и также является художницей. В 2011 году американский ежедневник «The New York Times» признал чету самой влиятельной парой в мировом искусстве. Творчество Каррина порой носит карикатурные черты, а также преувеличенные и часто искаженные формы фигуративных образов в его работах.

«После позднего завтрака», 2000, масло, холст
«Менады» 2015, масло, холст
«Бесконечная история», 1994, масло, холст
«Старый мех», 2010, масло, холст

Какими личностными качествами должен обладать художник?

Обязательное условие, без которого не бывает ни одного художника – наличие соответствующего таланта. Он является основой всей профессиональной деятельности, поэтому при его отсутствии даже самое лучшее образование не сделает человека успешным. Не менее важными качествами в профессии являются:

  • пространственное воображение,
  • фантазия,
  • наглядно-образное мышление.

Эти качества позволяют художнику увидеть мир иначе и отразить свое восприятие на холсте. В этом также способствует наблюдательность и способность выделять уникальные детали в окружающей среде.

Для художника характерно наличие развитой интуиции, чувства гармонии и хороший художественный вкус. Эти качества отличают талантливого человека от любителя, дают более глубокое представление о сущности явлений. Чтобы полностью передать свои эмоции, нужно иметь хорошее цветовосприятие и уметь различать богатую палитру оттенков.

Терпение занимает далеко не последнее место в профессии. В паре с целеустремленностью оно помогает переживать тяжелые времена, связанные с отсутствием вдохновения или заказов. В большинстве случаев художник продает себя самостоятельно, поэтому от его умения правильно преподносить себя и налаживать контакт зависит продвижение в профессии. Иногда способность идти на компромисс, подстраиваться под требования заказчика положительно влияет на работу, хотя немногие мастера готовы переступить через свои амбиции.

Особенности профессии

3D-художники работают с графикой, однако они должны иметь за плечами художественную школу и умение рисовать от руки. Профессия является больше технической, чем творческой, не имеет больших перспектив карьерного роста. Развитие 3D-художников заключается в оттачивании профессиональных навыков, в перспективе они могут возглавить рабочую группу.

3D-художник может самостоятельно разрабатывать дизайн или работать с готовой концепцией. Он тесно взаимодействует с дизайнерами, художниками и программистами. 3D-художник должен иметь профильное высшее образование, связанное с проектированием и изобразительным искусством. Требуется знание иностранного языка, ведь доминирующее количество обучающих материалов и софта не переведены на русский.

3D-художники, работающие в крупных компаниях, несут ответственность за определенную часть графики. Например, 3D Character Artist специализируется на графике для персонажей, 3D Hard Surface Artist – на механизмах, 3D Environment Artist – на игровом окружении. 3D Texture Artist работает с текстурами, а 3D Generalist – универсальный специалист, который может создавать любую графику.

Плюсы и минусы профессии

Возможность реализовать свой творческий потенциал и воплотить свое видение персонажей игры в реальность, несомненно, являются преимуществами этой профессии. Но стоит учитывать, что удачная игра – это не только арт, но и качественная работа программистов, дизайнеров карт и геймдизайнеров

Поэтому способность работать в команде является очень важной для специалистов по игровому арту. Необходимо быть устойчивым к критике и признавать ее конструктивность

Общение с другими художниками позволит совершенствовать свое ремесло.

Плюсы:

  • творческая реализация;
  • востребованность и перспективность профессии;
  • возможность совершенствоваться в своей сфере;
  • достойная оплата труда – арт-специалист зарабатывает наравне с техническими разработчиками.

Минусы

К минусам этой профессии можно отнести относительную сложность трудоустройства. Ведь устроиться художнику в игровой индустрии считается большой удачей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector