Кем можно работать в аэропорту: какие существуют профессии

Дарья Синичкина

Схожим образом начала строить карьеру в гражданской авиации и Дарья Синичкина – единственная на данный момент женщина в России, управляющая самолетом Sukhoi Superjet 100.

Летать девушка начала в 23 года. К тому моменту у Дарьи уже было высшее образование (девушка закончила МГУ им. Ломоносова) и работа. Однако, вспоминает пилот, жизнь казалась недостаточно интересной, а работа не приносила удовлетворения. Тогда-то девушка и решила все изменить – поступила в Ульяновское летное училище гражданской авиации.

Дарья верит: через 10 лет в России женщин-пилотов будет не меньше, чем в Европе или США.

«Могу поверить, что у части людей все еще сильны стереотипы насчет женщины за рулем. Но это ничего не изменит, общество развивается, и лет через десять у нас тоже будет процентов 20-30 женщин в профессии, как и в Европе. Я думаю, это станет обычным делом», — пилот.

Год просидела дома

Однако после окончания вуза наша героиня столкнулась с суровой реальностью. Практически год просидела дома, рассылая резюме во все российские авиакомпании. Сдаваться, уходить в другую профессию и так просто отказываться от мечты ей не хотелось, но долгожданные приглашения на собеседования так и не поступали.

— Мне было абсолютно без разницы, в каком городе жить и работать. Авиакомпании не хотели меня брать. Но напрямую сказать «вы нам не подходите, потому что вы девушка» они, конечно, не могли. Только потом мне пришел ответ из Nordwind. Удачно прошла собеседование в Москве и уже второй год здесь работаю.

Но что за Nordwind? А речь идёт об одной из крупнейших авиакомпаний — чартерная Nordwind в основном летает на заграничные курорты (Турция, Греция, Тунис, Таиланд и др.)

Пилоты видят совсем другие, но не менее красивые закаты 

В коллективе Валерию приняли хорошо. А на случай сложностей учеба в вузе ее уже закалила.

— Поначалу было какое-то недоверие, но ведь всё зависит от человека, как себя сам поставишь. Потом ты показываешь себя, свои знания, умения, тягу к работе. Тогда к тебе начинают относиться на равных, — подчеркнула Лера.

А знать и учить приходится очень много. Работать пилотом – это не просто сел в самолет и полетел. Еще это постоянная учеба, раз в несколько месяцев  различные курсы, подготовки, экзамены. И так на протяжении всей жизни пилота.

Но иногда в командировках выпадает свободное время. Буквально сутки или двое. В такие моменты можно просто гулять по городу или поехать к морю.

— Зимой не так много заграничных поездок, тогда чаще летаем на регулярных рейсах по России — Сочи, Краснодар, Симферополь, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань и др. В российских городах тоже очень много интересных мест, на которые стоит посмотреть. Вообще в каждом городе есть своя изюминка!

Как вы уже, наверное, поняли, в Улан-Удэ наша героиня бывает совсем не часто – всего один-два раза в год. Каждый свой отпуск юная пилотесса старается провести дома. Признается, в Бурятию тянет, как магнитом. В Москве она снимает жилье возле аэропорта, поближе к работе. Но и там девушка нечастый гость. Дома удаётся провести, как правило, всего три дня в месяц.

— Иногда командировки бывают на две недели, месяц. На данный момент меня это полностью устраивает. Очень хочется полетать и посмотреть мир.

Как получить профессию

Для получения рассматриваемой профессии потребуется потратить немало лет на обучение. Существует несколько профильных отечественных университетов, выпускники которых становятся профессиональными пилотами. Поступить в такое учреждение можно лишь при условии крепкого физического и психологического здоровья. Ниже мы предлагаем обсудить вопрос о том, как стать пилотом самолета, более подробно.

Что необходимо для обучения

Поступить в авиационное училище могут лишь те граждане, которые имеют идеальное здоровье. Юноши, отслужившие в армии, должны иметь военный билет категории «А». Здесь следует отметить, что руководство летной школы может отчислить ученика в случае ухудшения его здоровья.

Действующее законодательство разрешает пилотировать гражданские лайнеры лицам в возрасте от восемнадцати до шестидесяти пяти лет. Это означает, что возраст летчика имеет второстепенное значение. Значительно больше внимания уделяется профессиональным навыкам и личным качествам претендентов на данную должность. Все кандидаты, подающие заявки в авиационные школы, должны быть увлечены своей будущей профессией. Знание иностранных языков является преимуществом для будущего пилота, так как такие летчики допускаются к международным рейсам.

Учителя летных училищ могут обучить основам пилотирования, однако они не в силах привить личностные качества, необходимые для реализации в этой профессии. Человек, работающий в этой сфере, должен обладать повышенной устойчивостью к стрессу и высоким уровнем ответственности. Пунктуальность, терпение, внимательность, склонность к лидерству и постоянному самоанализу являются ключевыми требованиями к представителям этой профессии. Работа летчика включает в себя составление летных программ и других документов. Это означает, что кандидаты на должность пилотов должны уметь работать с различными бумагами.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, сколько стоит обучение на пилота. Стоимость летных курсов составляет около сорока пяти тысяч рублей. Сюда входит лишь теоретическая подготовка. За каждое практическое занятие ученики таких школ платят не менее десяти тысяч рублей.

Работа пилота в действительности гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд

Где в России можно отучиться на пилота гражданской авиации

На территории России расположено всего три высших учебных заведения, где можно получить рассматриваемую профессию. Люди, заинтересованные в покорении небес, могут отправить свои документы в авиационный институт, который находится в Москве или Санкт-Петербургский Университет гражданской авиации. Отдельного внимания заслуживает Ульяновское летное училище, так как выпускники этого учреждения высоко ценятся во многих авиакомпаниях. На территории РФ есть и другие образовательные заведения, являющиеся филиалами вышеперечисленных вузов.

Как долго длится обучение

Обучение на пилота гражданской авиации в России занимает от трех до пяти лет, в зависимости от выбранного учебного заведения. Освоить эту профессию можно и на специальных курсах, которые длятся всего три месяца. Выпускники летных школ, на базе которых проводятся курсы, получают статус пилотов-любителей. Для получения возможности работать в сфере авиации потребуется потратить значительно больше времени на освоение специальности.

Может ли девушка получить такую профессию

Стать летчиком способна далеко не каждая девушка. Это объясняется тем, что многие институты и училища отказываются принимать документы у представительниц прекрасного пола. В качестве альтернативного варианта можно рассматривать обучение в летной школе

Важно отметить, что большинство образовательных учреждений уделяют внимание не половой принадлежности будущего ученика, а его личным качествам и теоретическим знаниям. Следует помнить о том, что в штате «Аэрофлота» есть много женщин, которые занимают рассматриваемую должность

Стать любимым сыном

Предрассудки за борт. В Чечне появилась первая в истории девушка-пилот

АН-2

«Понимаете, у меня родители ждали первенца-сына, а получилась я, — шутит Ольга. — Потом-то они научились: у меня родились еще два брата, но я всегда хотела стать для папы самым-самым любимым сыном — потому что всеми своими успехами я обязана ему. Он меня вдохновлял, он ради нас ушел из большой авиации в маленький аэроклуб — чтобы дать своим детям почувствовать вкус неба».

Фото Людмилы Алексеевой

Папа поддерживал Ольгу во всем: учил «видеть землю» — способность пилота безошибочно определять высоту «на глаз» приходится долго тренировать. Нужно правильно выбрать точку, куда посмотреть — только тогда можно рассчитать расстояние до земли. Папа ставил Ольгу на крыло самолета, брал обычную покрышку и показывал, куда правильно должен быть направлен взгляд на посадке. Объяснял дочери, как прыгать с парашютом, поддерживал перед полетами.

«Сейчас я управляю большой крылатой машиной, а раньше, когда летала на маленьких, обязательно должна была прыгать с парашютом два раза в год, — рассказывает Ольга. — Было очень страшно — не потому, что боялась расшибиться и умереть, а потому, что если сломаю руку или ногу, на карьере пилота можно будет поставить крест. Но я думала, мой дедушка прыгал, мой папа прыгал, не могу же я посрамить наш род. Значит, у меня обязательно получится».

Фото Людмилы Алексеевой

Ольга говорит, прыжку с парашютом разум пилота сопротивляется — зачем выпрыгивать из исправно летящего самолета? Первый блин был, как положено комом. Прыжок завершился приземлением прямо в центр стада коров. «На мне был красный костюм, а я слышала, что быков это приводит в бешенство, как же я оттуда неслась! А буквально через пару дней посмотрела по ТВ передачу: там говорили, что они реагируют не на цвет, а на движение».

После окончания учебы Ольга получила распределение в авиацентр, но случился развал СССР, сокращение штатов — не хватало места даже опытным пилотам. Ольга вернулась в родной Ташкент. После поисков сумела пробиться в ряды пилотов санитарной авиации — престижно, ответственно. Но вылетов было мало — в основном, дежурства. Ольга скучала по небу и хотела работать. Начала получать допуски на работу с «химией» — грузы особого назначения. Профессия вредная, но можно чаще летать. «У руководства волосы дыбом встали, женщину, на химию, да никогда! — вспоминает Ольга. — Я сказала, на все готова ради полетов. Мне предложили: давай тебя лучше переучим на ЯК-40. Согласилась. Отлетала на нем 11 лет».

Фото Людмилы Алексеевой

Дальше было обучение на ТУ-154 и иностранном Airbus. В те годы Ольга уже перебралась в Москву — по счастливой случайности, помог бывший коллега. «Я прилетела в Домодедово, у меня в столице было два дня, чтобы что-то посмотреть, вкусного домой купить. Внезапно позвонил знакомый командир: у тебя есть 15 минут, гладь рубашку, и приходи на заседание квалификационной комиссии». Ольга успела и попала на работу к крупному гражданскому перевозчику.

Рубашки — больная тема для любого летчика. На работу нужно приходить «как на праздник», в сверкающе чистом и выглаженном, а после целого дня полетов сил на это просто на оставалось. «Я всегда завидовала мужчинам: они прилетают, а им жена и ужин приготовила, и рубашки погладила. Хорошо хоть, сейчас у нас работает прачечная — столько моего времени сберегает!».

Фото Людмилы Алексеевой

Во время работы летчице пришлось скрывать свою беременность — будучи на седьмом месяце, она «на отлично» отлетала госэкзамен на новеньком Airbus A320. Но скоро скрывать живот было невозможно.

«Я пришла к начальству, говорю: можно я сейчас быстро рожу и вернусь, а они так кричали… — говорит Ольга. — Я думала, что у меня начнутся преждевременные роды. Мне сказали, что я обманщица, что надо выбирать, ребенок или самолеты. И уволили. Я была одинокой мамой, с ребенком на руках, с родителями-пенсионерами, которых должна содержать. Это была катастрофа — она мне стоила 15 килограммов веса и море слез».

Первые женщины-пилоты в России

Официально первой пилотессой в России считается Домникия Илларионовна Кузнецова-Новолейник, которая, обладая лишь теоретическими знаниями об устройстве самолета, подняла его, но, к сожалению, не смогла удержать и рухнула на землю. К слову, мужем Домникии был пилот-авиатор Павел Кузнецов, ставший позже летным инструктором.

Первая женщина-пилот гражданской авиации в России по фамилии Зверева, Лидия Виссарионовна, была первой официально признанной летчицей в нашей стране. В летном училище она нашла не только свое призвание, но и мужа — авиатора Владимира Слюсаренко. Кстати, Лидия Зверева была первой женщиной, окончившей специализированное учебное авиационное заведение.

Профессии “В небе”

Пилот

Определяющая и самая «героическая» в отрасли профессия. Управление летательными аппаратами попадает в категорию «техническая эксплуатация», и пилоту достаточно среднего специального образования, которое получают в летных училищах или школах частных пилотов.

Обязательные условия:

  1. Подтверждение среднего специального или высшего образования;
  2. Пройденная врачебно-летная экспертная комиссия (ВЛЭК);
  3. Знание английского языка.

Размер вознаграждения за услуги пилота на рекрутинговых сайтах чаще указывается как “договорной”. Сумма варьируется от 60 000 до 400 000 рублей в месяц.

Заработная плата зависит от того, в каком направлении, на каком воздушном судне совершается рейс и на какую компанию пилот работает. Как в государственных, так и частных авиакомпаниях, существует своя система тарифов оплаты труда сотрудников, включая премии, льготы, предоставление питания на рабочем месте и жилья.

Новички в гражданской авиации, за неимением достаточного опыта, управляют небольшими пассажирскими и грузовыми воздушными судами в пределах Российской Федерации. С накоплением стажа пилот постепенно осваивает новые виды техники, полеты на дальние расстояния и  международные рейсы. В этом случае размер вознаграждения растет в три-пять раз.

Бортпроводник

Стюардессой мечтала стать добрая половина девчонок нашей страны. Немудрено, ведь набор в сферу обслуживания на борту самолета больше похож на кастинг для показа мод. Помимо приятной внешности кандидаткам и кандидатам на эту вакансию необходимо крепкое здоровье (пройти ВЛЭК), стальные нервы, знание английского языка и наличие документа об обучении.

Бортпроводники обязаны предоставить работодателю свидетельство, которое можно получить после обучения в колледже (училище, университете), либо во время обучения при поступлении на работу в авиакомпанию. При государственных авиакомпаниях работают учебные центры, которые в краткие сроки обучают будущих бортпроводников всем необходимым навыкам: сервис, оказание медицинской помощи, техника безопасности, действия в аварийных ситуациях.

Заработная плата бортпроводника, как и пилота, растет со стажем и навыками работника. Факторы, определяющие размер вознаграждения: размер авиакомпании, уровень владения иностранными языками, маршруты полетов, опыт работы. В начале карьеры бортпроводники 3 класса (низшая ступень) могут рассчитывать на зарплату в размере от 40 000 рублей в месяц. Старшие бортпроводники на международных рейсах в крупных авиакомпаниях получают в три-пять раз больше (до 200 000 рублей).

Льготы и привилегии

Вышеперечисленные профессии имеют право на особый расширенный соц. пакет. Он определяется законодательством с одной стороны, и политикой авиакомпании-нанимателя – с другой.

  • Особая программа здравоохранения;
  • пенсионный возраст для женщин – 45 лет, для мужчин – 55 лет;
  • 36 дополнительных дней оплачиваемого отпуска;
  • помощь или полная компенсация при съеме жилья рядом с местом работы;
  • питание на рабочем месте;
  • регулярное обучение за счет компании;
  • льготные программы кредитования в банках;
  • обеспечение местами в детских садах и летних лагерях детей сотрудников.

О реакции окружающих

Курьёзы, связанные с тем, что пилот самолёта женщина, периодически происходят. Часто такие моменты возникают, когда мы прилетаем в российские аэропорты. За границей все к этому привычны. В AirFrance и Alitalia 20 % пилотов — женщины, а для российского наземного персонала это совершенно необычная история. Когда в зимнее время я в пальто и моей лётной формы не видно, меня регулярно принимают за стюардессу.

Мы не видим пассажиров, когда здороваемся с ними по радиосвязи, но бортпроводники рассказывают, что многие удивляются, когда слышат мой голос. Некоторые пассажиры волнуются, но за всю мою работу с рейса никто ни разу не снимался. Бывает, пассажиры после посадки хотят посмотреть на командира, познакомиться, сфотографироваться, выразить своё восхищение, но им это редко удаётся: кабина у нас закрытая, и, пока бригада прощается с пассажирами, мы в ней занимаемся своими процедурами.

Когда в незнакомой компании я говорю, кем работаю, всегда появляется дополнительная тема для разговора. Человек хочет узнать меня получше, думает: «Наверное, в тебе что-то есть необычное, раз ты выбрала такую работу». Иногда мне хочется прямо сказать: «Я обычный человек, обычная девушка, которая просто занимается тем, что ей нравится».

«Я думала, мне уже поздно учиться»

Я работала в строительной компании, со временем стала там генеральным директором. Ещё пробовала работать в сфере продуктов питания, в сельском хозяйстве. Затем начала заниматься тем, что мне всегда было интересно — дизайном, брендингом — и открыла собственную компанию. 

Пилотированием всегда занимался мой папа. Мы с сестрой всё детство с ним летали — могли на поршневом самолёте отправиться купаться на речку. Сестра училась летать на Як-52 ещё в школе (учебный летательный аппарат. — Прим. ред.). Тогда была возможность заниматься со знакомым инструктором в Курске. 

Я в то время училась в МГУ на геолога, поэтому постоянно приезжать на тренировки не получалось. А после университета я занялась карьерой. Интерес к пилотированию оставался, но я думала, что мне уже поздно учиться. 

Когда познакомилась с будущим супругом, оказалось, что у него такое же увлечение, как у моего папы. Он и вдохновил меня учиться пилотированию. Так вместе, поддерживая друг друга, мы начали летать — оба после сорока лет. 

Лидия Зверева

Лилия стала первой в России женщиной-авиатором, получившей диплом. С детства девушка мечтала о полетах в небо, и после уроков убегала на холмы за городом понаблюдать за полетами аэростатов.

В 1911 году после окончания института девушка поступает в Гатчинскую авиашколу, и 10 августа того же года успешно сдает летные экзамены.

После того, как она стала пилотом, вместе с мужем Лидия активно участвует в демонстрационных полетах, а переехав в Ригу, открывает собственную школу авиаторов. Скончалась пионер российской женской авиации в 1916 г. в возрасте 25 лет. Причиной смерти стало заболевание тифом.

6

Пилотессы и война (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Выдающейся летчицей военного времени стала Марина Михайловна Раскова, которая в 1941 году выступила с инициативой создания женского авиационного полка. Еще до войны наряду с мужчинами в летных училищах получали образование сотни женщин, так что желающих набралось аж на 3 полка. Руководил набором летчиц полковник Г. Розанцев. Через некоторое время были сформированы 586, 587 и 588-й авиационные женские полки. Отважные женщины охраняли район Сталинграда — важнейшего стратегического объекта военных действий. Женские авиационные полки участвовали в освобождении Крыма, Северного Кавказа, Польши. Иногда полк вылетал на задание без дополнительного снаряжения и парашютов. Вместо этого самолеты укомплектовывались еще большим количеством боеприпасов.

Мария Федорова — самая молодая женщина-пилот в России

В 23 года многие представительницы прекрасного пола не умеют управлять не то что самолетом, даже автомобилем! Сколько женщин-пилотов в России в таком юном возрасте сели за штурвал самолета? Глядя на эту хрупкую девушку, никогда не подумаешь, что она привычным движением руки может посадить многотонный лайнер. Мария Федорова — самый молодой пилот .

На вопрос о причине выбора профессии Мария скромно отвечает, что стать пилотом всегда мечтал ее отец, у нее же такой мечты не было. Можно сказать, что мечта отца воплотилась у дочери. Для того чтобы приблизиться к своей цели, Марии пришлось пройти сложный путь.

Окончив авиационное училище, Маша несколько месяцев летала в качестве стажера, тренировалась на симуляторах, изучала теорию. Интересно, что Мария для полета предпочитает не «Боинг», как ее коллеги, а российский «Суперджет». На вопрос о причине выбора российского производителя Мария отвечает, что ей гораздо удобнее летать на отечественном самолете, тем более что качество у него превосходное.

Глядя на фото женщин-пилотов гражданской авиации в России, мы видим зачастую и взрослых женщин. Мария опровергает предрассудки о том, что возраст влияет на профессионализм пилота. По ее словам, к ней предъявлялись еще большие требования, чем к остальным (опять же, из-за возраста). Но ей удалось пройти все степени подготовки и проверки, на сегодняшний момент она полноценный второй пилот. Несмотря на плотный график, у Марии, по ее словам, остается время на личную жизнь. Правда, иногда, по ее словам, график бывает слишком загруженным.

Специальности в БГАА

Академия предлагает на выбор сразу 14 учебных программ. Подробная информация о каждой из них есть в нашем каталоге, поэтому советуем обязательно туда заглянуть

Но обрати внимание, что большинство из этих специальностей дадут тебе квалификацию инженера. С ней ты сможешь работать в аэрофлоте, но для того, чтобы стать лётчиком, придётся обучаться дополнительно

Дневная форма обучения

Сдав ЦТ по математике и русскому или белорусскому языку, сможешь поступить на специальность «Технологическая эксплуатация беспилотных авиационных комплексов». Обучение на дневной форме длится 2 года и 10 месяцев, по окончании выпускник получает квалификацию техника. Проходной балл зависит от направления. Для обучения в интересах вооружённых сил понадобиться порядка 246 баллов (не менее 82 за каждое ЦТ и средний балл не ниже 8,2). В интересах внутренних сил — 205 (69+ баллов по каждому предмету, балл аттестата от 6,9).

Сдав дополнительно физику, получишь возможность выбирать из большего количества специальностей. Например, чтобы стать инженером и специалистом по управлению, нужно окончить направление «Техническая эксплуатация средств наземного обеспечения полетов» или «Технологическая эксплуатация беспилотных авиационных комплексов». Проходной балл последней в интересах вооружённых сил составляет 211 (от 53 баллов по каждому предмету и в аттестате), в интересах внутренних сил — 195 (от 49 баллов в каждом сертификате ЦТ и аттестате). Обучение занимает 5 лет.

С теми же сертификатами можно подать документы на факультет гражданской авиации и получить специализацию инженера. Обучаться можно как на дневной форме, так и на заочной сокращённой. Но для второй вместо ЦТ сдаются внутренние экзамены «Электротехника с основами электроники» и «Техническая механика». В этом случае можно выбрать из следующих направлений:

— «Техническая эксплуатация беспилотных авиационных комплексов» — 274 балла (не менее 69 за каждое ЦТ и аттестат);

— «Техническая эксплуатация авиационного оборудования (Приборное и электросветотехническое оборудование)» — 259 баллов (не менее 65 за каждое ЦТ и аттестат). Или 18,9 на внутренних экзаменах и по баллу документа об образовании;

— «Техническая эксплуатация авиационного оборудования (Радиоэлектронное оборудование)» — 283 балла (не менее 71 за каждое ЦТ и аттестат). 18,1 для обучения на заочной форме (в сумме за внутренние экзамены и аттестат);

— «Техническая эксплуатация воздушных судов и двигателей» — 278 баллов (не менее 70 за каждое ЦТ и аттестат). Для сокращённого заочного отделения нужно набрать 19,65 по баллам аттестата и вступительных экзаменов.

А если иностранные языки даются тебе куда проще физики, советуем попробовать свои силы на специальности «Организация движения и обеспечение полетов на воздушном транспорте». Набрать нужно около 314 баллов (от 79 баллов за ЦТ по русскому или белорусскому, математике и английскому, а также не менее 7,9 в аттестате).

Пилот гражданской авиации: обязанности

Пилот действует строго по должностной инструкции и законов, определяющих поведение воздушных судов гражданской авиации на маршруте. В должностные обязанности входит:

  • проведение дополётного брифинга;
  • ознакомление с маршрутом следования, погодными условиями (пилоты знают о турбулентности заранее), иной информацией, необходимой для проведения полёта;
  • знать необходимый уровень топлива (не всегда нужны полные баки – они только утяжелят самолёт);
  • осмотр воздушного судна: сначала корпуса: основных узлов (проверяют их на целостность, работоспособность, отсутствие сколов, трещин, недочетов), затем – приборные панели, всё содержимое кабины;
  • обязательная проверка чемодана с картами маршрута следования (это бумажные карты, которые спасут экипаж, если электроника откажет — здесь указаны все видимые ориентиры, аэропорты, аэродромы по пути следования) и бортового самописца, который называется «Черным ящиком» (он записывает переговоры экипажа, регистрирует параметры всего полёта).

Управление воздушным судном во время полёта включает важный пункт: капитан летательного аппарата обязан знать, применять основные алгоритмы действий, для принятия решения, во время чрезвычайных ситуаций на борту. При приземлении воздушного судна в аэропорту назначения, капитан регистрирует самолёт.

Детство на маленьком северном аэродроме

— Родилась я в Якутии, в поселке крохотном — Хонуу. Туда только самолетами добраться. У нас там был маленький аэродром Мома. Когда я была маленькой, к самолету на нашем аэродроме мог подойти любой встречающий-провожающий. Самолету лететь, а мы, дети, если разрешат, заползем в салон, все разведаем.

Папа у меня — авиационный специалист в области радиотехнических средств. Отец хотел стать пилотом, болел этим с детства, но не получилось, потому что зрение плохое. Мама, до того как с папой познакомилась, была далека от авиации: закончила кулинарное училище в Ташкенте и приехала работать на север поваром. Потом папа ей свою любовь передал, так что мама пошла учиться на метеоролога, работала на метеостанции, а потом получила высшее образование и стала инженером по авиационной безопасности.

Мы в детстве проводили очень много времени на аэродроме. Недавно папа признался, что иногда даже нас там на целый день оставлял, если надо было куда-то уехать по делам.

На вопрос: «Кем будешь, когда вырастешь?» — уже лет с трех-четырех я почему-то очень серьезно отвечала: «Летчицей-истребительницей». Но, конечно, мною только умилялись.

До моего третьего класса мы жили в поселке в Якутии, потом папа все-таки перевел нас в Иркутск, в город.

Первые женщины-пилоты в России

Официально первой пилотессой в России считается Домникия Илларионовна Кузнецова-Новолейник, которая, обладая лишь теоретическими знаниями об устройстве самолета, подняла его, но, к сожалению, не смогла удержать и рухнула на землю. К слову, мужем Домникии был пилот-авиатор Павел Кузнецов, ставший позже летным инструктором.

Первая женщина-пилот гражданской авиации в России по фамилии Зверева, Лидия Виссарионовна, была первой официально признанной летчицей в нашей стране. В летном училище она нашла не только свое призвание, но и мужа — авиатора Владимира Слюсаренко. Кстати, Лидия Зверева была первой женщиной, окончившей специализированное учебное авиационное заведение.

Поиск подходящего места работы

В поисках работы, естественно, все пилоты гражданской авиации в России отталкиваются от того, какая лицензия у них есть. Так, при наличии CPL следует попытаться устроиться в небольшую авиакомпанию, занимающуюся предоставлением туристических услуг. Как вариант, можно рассмотреть вакансии инструкторов в летных школах, однако тогда придется окончить дополнительные курсы.

Куда больше перспектив открывается перед теми, кто владеет лицензией ATPL. В этом случае велика вероятность, что большая авиакомпания сама предложит вам работу. Вот только есть одно но — скорей всего придется записаться на специальные курсы, позволяющие освоить управление авиалайнером.

Беда в том, что их стоимость довольно высока. Следовательно, придется заключать особый договор, согласно которому пилот будет отчислять часть своей зарплаты, дабы погасить долг перед авиакомпанией. К тому же изначально новичка допускают лишь к должности 2-го пилота, так как капитанское место требует наличия опыта полетов на крупных самолетах (свыше 1,5 тыс. часов).

Об опасностях, суевериях и катастрофах

Мне повезло, у меня никогда не было отказов авиатехники в воздухе. Были отказы на земле и как результат задержки рейсов. В воздухе, бывало, портилась погода, приходилось уходить на запасную полосу. Это нестандартные ситуации, они требуют внимания, но они штатные. Сочетание таких факторов, как боковой порывистый ветер, обледенение на полосе, длина полосы, усложняет ситуацию. При посадке на короткую заснеженную полосу ты понимаешь, что должен сесть именно в знаки, в точке приземления — в ясную погоду с четырёхкилометровой посадочной полосой ты можешь позволить себе эту точку перелететь. Все эти ситуации отрабатываются на тренажёрах, полностью имитирующих все варианты. Раз в год на этих тренажёрах мы подтверждаем свою квалификацию — если не справиться с этим экзаменом, к работе не допустят.

После каждой авиакатастрофы в мире в каждой российской компании идёт реакция. Всегда издаются информационные документы, созданные на основе разбора катастрофы, мы с ними знакомимся. Проводится специальная работа — дополнительное обучение или занятия. Если какая-то ситуация когда-либо уже возникала, мы должны быть готовы предотвратить её, когда она возникнет вновь. Мы пытаемся извлечь максимум из ошибок. Изучаются даже незначительные инциденты.

Мы летаем каждый день и уже не верим в приметы, например, не фотографироваться перед рейсом и прочее. Люди на работе становятся практичнее и, наверное, немного циничнее. Пассажиры летают раз в месяц, и им кажется, что это риск. Когда летаешь каждый день, ничего не боишься. Это просто работа.

Фотографии: Иван Анисимов

Зарплата пилота гражданской авиации

Зарплата летчика гражданской авиации зависит от:

  • Количества часов налета за месяц (стаж). Необходимый минимум – 65. За превышение полагается выплата дополнительной премии.
  • Оклада.
  • Самолета, на котором производятся рейсы. Больше всего зарабатывают пилоты аэробусов.
  • Авиакомпании, в которой работают пилоты.
  • Звания пилота.

При этом, иностранные авиакомпании готовы платить за работу в разы больше. На западе пилоты пассажирских самолетов получают до 36 тысяч долларов в месяц. В Китае компаниям из-за острой нехватки кадров требуются западные и российские пилоты. Они готовы платить вплоть до 29 тысяч долларов.

Годовой социальный пакет пилота ГА в России составляет порядка 300 000 рублей.

Где учиться на пилота?

Как правило, в авиацию попадают люди, которые с детства мечтают о полетах и точно знают, куда пойти учиться после 9 класса. Первые шаги они делают в 15 лет, осваивая безмоторные планеры или дельтапланы. В 16 лет им разрешается подниматься в воздух на сверхлегких летательных аппаратах и аэростатах. Дальше есть варианты:

1. Для получения высшего образования нужно обучаться по профессии «Эксплуатация летательных аппаратов». Вместе с дипломом выпускники получают требуемый налет и лицензии коммерческих пилотов. В России есть всего три подходящих вуза:

  • Ульяновский институт гражданской авиации (94600 рублей в год);
  • Санкт-Петербургский университет гражданской авиации (178000 рублей в год);
  • Московский авиационный институт (312000 рублей в год).

2. Зачастую проще получить среднее специальное образование, так как стать пилотом гражданской авиации в России можно и без диплома вуза. Если не удастся попасть в число бюджетников, придется выложить за обучение крупную сумму. Куда пойти:

  • Бугурусланское училище гражданской авиации (3524000 рублей за курс);
  • Краснокутское училище гражданской авиации (3200000 рублей за курс);
  • Сасовское училище гражданской авиации (1236000 рублей в год).

3. Стать частным пилотом можно в любом из десятков аэроклубов. Но дальше все равно придется поступать в училище, так как стать пилотом самолета на коммерческих рейсах в России без профильного образования нельзя. Куда стоит обратиться:

  • Авиационный учебный центр «Небосвод-Авиа» (800000 рублей);
  • Учебный центр аэродрома Мячково (811000 рублей);
  • Авиационный учебный центр «Аэромаг» (850000 рублей).

4. Лицензию коммерческого пилота намного проще получить в зарубежных школах. С ней новичок сможет начать летать за границей и в России на машинах с иностранной регистрацией, параллельно обучаясь на заочном отделении в училище. Куда пойти:

  • Академия гражданской авиации «Авиатор» (39900 долларов);
  • Авиационная школа Flying Academy (36050 евро);
  • Профессиональная школа пилотов «Aerotraining» (37000 евро).

Поклонникам винтокрылых машин начать летать невероятно сложно, так как стать пилотом вертолета можно только после окончания Омского летного колледжа ГА, единственного на всю Россию. Обучение без учета практики стоит 94700 рублей в год.

«К началу обучения у нас уже был свой реактивный самолёт Л‑29»

Я проходила индивидуальное обучение с инструктором, на реактивном самолёте Л‑29 (учебно-тренировочный реактивный самолёт, который развивает скорость до 700 км/ч. — Прим. ред.). 

Именно этот самолёт привил мне особую любовь к полётам. Он развивает большую скорость, и на нём можно выполнять разные трюки: бочки, мёртвую петлю. На других самолётах не было такого бурного желания летать, поэтому решила учиться именно на реактивном. 

Супруг начал летать раньше, поэтому к началу моего обучения у нас уже был свой Л‑29. Найти и купить его оказалось непросто — такие модели не выпускают с 1992 года. Да и для того, чтобы купить самолёт, обычно нужно перебирать по редким объявлениям в интернете или искать через знакомых пилотов. Стоят они около трёх миллионов рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector